Решение нестандартной ситуации в игровой форме

Различные обстоятельства и условия в коллективе, наличие тех или иных проблем в реальной действительности требуют правильного подхода в преодолении ситуации. Развить навыки и творческое мышление в решении проблем эффективно помогает проведение деловой игры (ДИ).

Темы мероприятий должны отражать важность возможных ситуаций, из которых участники будут находить несколько выходов. Главное в команде – прийти к общему решению, выбранному из найденных вариантов.

Проведение деловой игры подразумевает выбор одного из вариантов расположения участников мероприятия:

  • блочный (с установкой микрофонов);
  • лицом друг к другу (при дискуссии или переговорах);
  • круглый стол.

Результаты ДИ оцениваются преимущественно по балльной системе. Организация деловых игр предусматривает наглядное заполнение оценками специально подготовленных таблиц, выведенных на экраны, или в другой общедоступной форме.

Проект

Организация проведения деловых игр начинается с составления проекта, который содержит:

  • название и цели ДИ;
  • состав игроков;
  • формулировку проблемы, которую необходимо решить участникам;
  • руководящие функции;
  • рекомендуемую литературу для участия в ДИ;
  • последовательность этапов ДИ;
  • время, отведенное на каждый этап и его составляющие;
  • непосредственное осуществление мероприятия;
  • подготовленные задания для игроков;
  • перечень необходимого оборудования.

Некоторые виды ДИ

В зависимости от функционального назначения ДИ подразделяются на:

  • учебные (применение на практике полученных знаний);
  • производственные (отработка навыков управления, выработка решений при внедрении передовых технологий, прогнозы рисков);
  • исследовательские (подтверждение или анализ выдвинутых научных гипотез, новые принципы организации труда).

Мероприятия, направленные на педагогическую деятельность, часто проводятся в форме имитации или инсценировки, а также на основе телевизионных игр.

Организация деловых игр, охватывающих массовое количество участников, проводится в дистанционной форме. Она отличается от традиционной:

  • длительностью проведения от 1 до 4 месяцев;
  • осуществлением руководства из единого центра;
  • отсутствием возможности общения между участниками команд, работающих на разных предприятиях.

Этапы

ДИ проходят в три этапа: подготовительный, игровой, заключительный. Если организация проведения деловых игр осуществляется на должном уровне, то у руководителя мероприятия в период подготовительного этапа существует возможность настроить коллектив на максимальную отдачу. Каждый участник получает инструкцию с обязанностями и правами, а также раздаточный материал, излагающий суть мероприятия.

Игровой этап состоит из групповой деятельности для выработки окончательного решения поставленной задачи, и пленарного заседания, на котором каждая команда аргументирует свое видение выхода из ситуации. На заключительном этапе проходит обсуждение работы команд и подведение итогов мероприятия.

Деловые игры помогают коллективам приобретению навыков в грамотном и оперативном использовании информации для качественного принятия решения. Групповые методы ДИ дают уникальную возможность ориентироваться в ситуациях на основе коллективного анализа ситуации и вырабатывают взаимопонимание в коллективе.

Озеро петровское
ozero