Решение нестандартной ситуации в игровой форме
Различные обстоятельства и условия в коллективе, наличие тех или иных проблем в реальной действительности требуют правильного подхода в преодолении ситуации. Развить навыки и творческое мышление в решении проблем эффективно помогает проведение деловой игры (ДИ).
Темы мероприятий должны отражать важность возможных ситуаций, из которых участники будут находить несколько выходов. Главное в команде – прийти к общему решению, выбранному из найденных вариантов.
Проведение деловой игры подразумевает выбор одного из вариантов расположения участников мероприятия:
- блочный (с установкой микрофонов);
- лицом друг к другу (при дискуссии или переговорах);
- круглый стол.
Результаты ДИ оцениваются преимущественно по балльной системе. Организация деловых игр предусматривает наглядное заполнение оценками специально подготовленных таблиц, выведенных на экраны, или в другой общедоступной форме.
Проект
Организация проведения деловых игр начинается с составления проекта, который содержит:
- название и цели ДИ;
- состав игроков;
- формулировку проблемы, которую необходимо решить участникам;
- руководящие функции;
- рекомендуемую литературу для участия в ДИ;
- последовательность этапов ДИ;
- время, отведенное на каждый этап и его составляющие;
- непосредственное осуществление мероприятия;
- подготовленные задания для игроков;
- перечень необходимого оборудования.
Некоторые виды ДИ
В зависимости от функционального назначения ДИ подразделяются на:
- учебные (применение на практике полученных знаний);
- производственные (отработка навыков управления, выработка решений при внедрении передовых технологий, прогнозы рисков);
- исследовательские (подтверждение или анализ выдвинутых научных гипотез, новые принципы организации труда).
Мероприятия, направленные на педагогическую деятельность, часто проводятся в форме имитации или инсценировки, а также на основе телевизионных игр.
Организация деловых игр, охватывающих массовое количество участников, проводится в дистанционной форме. Она отличается от традиционной:
- длительностью проведения от 1 до 4 месяцев;
- осуществлением руководства из единого центра;
- отсутствием возможности общения между участниками команд, работающих на разных предприятиях.
Этапы
ДИ проходят в три этапа: подготовительный, игровой, заключительный. Если организация проведения деловых игр осуществляется на должном уровне, то у руководителя мероприятия в период подготовительного этапа существует возможность настроить коллектив на максимальную отдачу. Каждый участник получает инструкцию с обязанностями и правами, а также раздаточный материал, излагающий суть мероприятия.
Игровой этап состоит из групповой деятельности для выработки окончательного решения поставленной задачи, и пленарного заседания, на котором каждая команда аргументирует свое видение выхода из ситуации. На заключительном этапе проходит обсуждение работы команд и подведение итогов мероприятия.
Деловые игры помогают коллективам приобретению навыков в грамотном и оперативном использовании информации для качественного принятия решения. Групповые методы ДИ дают уникальную возможность ориентироваться в ситуациях на основе коллективного анализа ситуации и вырабатывают взаимопонимание в коллективе.